alexandr_pavlov@psychoanalyst.ru
Общество психоаналитической психотерапии
Институт практической психологии и психоанализа
|
В течение нескольких последующих лет Фрейд успешно практиковал катартический метод Бройера. Однако Фрейду пришлось убедиться на собственном опыте, что далеко не все пациенты поддавались гипнозу. Для тех же пациентов, которых удавалось легко погрузить в глубокий транс и добиться полного исчезновения болезненных проявлений, все же, оставалась доля вероятности рецидива или возникновения других симптомов (это явление позднее приобрело название "текучести симптомов", причина которого тогда никому еще не была известна).
Эти ограничения гипнотического воздействия Фрейд соотнес с недостойностью собственной квалификации. Для усовершенствования техники гипноза в 1889г. он отправился в Нанси, где существовавшая в то время французская школа гипнотического внушения была одной из лучших в Европе. В течение нескольких недель Фрейд перенимал опыт одних из самых известных в Европе врачей, практикующих гипноз в качестве лечения, О.Льебо и И.Брентгейма (Бернгейм).
Фрейд взял с собой в Нанси страдающую истерией пациентку, которую показал Брентгейму. Надежда на то, что более опытному специалисту удастся ввести эту пациентку в глубокий гипнотический транс (именно этого не мог достичь Фрейд) не оправдалась. Брентгейм был вынужден признать, что не все пациенты поддаются гипнозу, вне зависимости от того, кто его проводит.
Фрейд все больше и больше разочаровывался в гипнозе. В 1892 году у Фрейда появились две пациентки, при лечении которых он не использовал гипноз. У одной из пациенток (случай Люси Р.), страдающей легкими истерическими нарушениями, включая потерю обоняния, гипнотическая техника не давала значительных улучшений. Вторая (случай фрейлейн Элизабет фон Р.) испытывала мучительные боли в ногах и не поддавалась гипнозу. К тому времени гипноз стал для него, по его собственному выражению, "неприятен, как капризное и, так сказать, мистическое средство". Это подтолкнуло Фрейда использовать новую технику лечения, названую психоанализом.
::
Хотя, посредством катартической техники и удавалось устанавливать причины возникновения симптомов, что связывалось с забытыми травматическими воспоминаниями (см. предыдущую статью), однако Бройер не смог ответить на вопрос: "Какая сила не допускает травматические воспоминания до сознания, какая сила подавляет сильные переживания, которые, "оторвавшись" от прошедших событий, в связи с которыми они появились, превращаются в болезненные симптомы?"
Когда Фрейд впервые начал проводить сеанс лечения без гипноза, он еще не знал, как много можно достигнуть, проводя терапию пациента, находящегося в бодрствующем состоянии.
Оказалось, что гипнотическое лечение не способно уничтожить ту силу, которая разъединяет воспоминание и переживание. Именно вследствие такого разъединения и возникает свободно плавающая негативная энергия, которая превращается в болезненные симптомы. Именно эта сила не допускает сознание к забытым травматическим воспоминаниям. И гипноз не как не может уничтожить эту силу вследствие своей природы.
Как работает гипноз:
Снились ли Вам сны, которые никак не соответствуют Вашим принципам, не попадали ли Вы во сне в ситуации, которые в бодрствующем состоянии для Вас недопустимы, а может быть Вам порой даже было стыдно за то, что происходило с Вами во сне?
Но это Ваши сны.
У каждого человека есть совесть, она порождает принципы, которые руководят нашим поведением в реальной жизни.
Но что никак недопустимо в реальной жизни может произойти во сне.
Почему это возможно?
Прежде всего, потому что сон - только сон, и вовсе не проступок или преступление.
И во сне возможно все, потому что вместе с нашим спящим сознанием спит наша совесть, и никто не может судить нас за сны!
Гипноз - это искусственный сон. В состоянии гипноза происходит, выражаясь психоаналитическим языком, регрессия супер-Эго или, говоря проще, ослабление контроля со стороны совести (супер-Эго несколько больше, чем совесть, и не вся совесть - это супер-Эго, об этом Вы можете прочитать в следующих моих статьях). Однако, в гипнозе сохраняется связь с врачом-гипнотизером, который может руководить процессом. Благодаря этому, могут оказываться доступными самые потаенные уголки бессознательного, но не та сила, которая не допускала до этих уголков памяти сознание. Гипноз не может устранить эту силу, названную Фрейдом сопротивлением (чаще всего оно бывает производным супер-Эго), гипноз может только ослабить ее на время гипнотического транса. В ослаблении сопротивлений, что позволяет проникать в глубины бессознательного - сам принцип гипноза. Но само сопротивление - гипнозу недоступно. Гипноз не устраняет, а только, по меткому выражению Фрейда, "маскирует сопротивление и делает доступной определенную душевную область, но зато он накапливает сопротивление на границах этой области в виде вала, который делает недоступным все дальнейшее". Только отказавшись от гипноза можно обнаружить сопротивление и подвергнуть его анализу, а значит устранить причину вытеснения. Именно незамеченное в процессе гипнотического воздействия сопротивление может возрождать исчезнувшие симптомы и порождать новые, вновь разъединяя соединенное и продолжая отщеплять эмоции при переживании новых событий жизни. Гипнотическое лечение может устранить застарелые симптомы на очень длительное время, может быть навсегда, но лечение во сне не может научить реагировать на новые травмы жизни, которые неизбежны, новым, более конструктивным способом.
Но именно гипноз подсказал Фрейду идею отказаться от гипноза:
Так как я не мог изменить по своему желанию психическое состояние большинства моих больных, то я стал работать с их нормальным состоянием. Сначала это казалось бессмысленным и безуспешным предприятием. Задача была поставлена такая: узнать от больного, о чем не знает врач, и не знает сам больной. Как же можно было надеяться все же узнать это? Тут мне на помощь пришло воспоминание о замечательном и поучительном опыте, при котором я присутствовал в Нанси у Брентгейма. Брентгейм нам показал тогда, что лица, приведенные им в сомнамбулическое состояние, в котором они, по его приказанию, испытывали различные переживания, утрачивали память о пережитом в этом состоянии только на первый взгляд: оказалось возможным в бодрствующем состоянии пробудить воспоминания об испытанном в сомнамбулизме. Когда он их спрашивал относительно пережитого в сомнамбулическом состоянии, то они действительно сначала утверждали, что ничего не знают, но когда он не успокаивался, настаивал на своем, уверяя их, что они все же знают, то забытые воспоминания всякий раз воскресали снова.
(Зигмунд Фрейд. "Пять лекций о психоанализе")
Так демонстрации Брентгейма натолкнули Фрейда на идею проводить лечение в бодрствующем состоянии пациента.
©
Сомнамбулизм (лат. somnus сон + ambulare гулять) в частном случае, при гипнозе, состояние гипнотического транса, когда человек проявляет внешние признаки бодрствования и может передвигаться, состояние сходное с лунатизмом.
назад