::7.01:: Принцип удовольствия и избегание неудовольствия = Психология для Вас = Принцип удовольствия, Эго (Я), Супер-Эго (Сверх-Я) и Ид (Оно) - четыре основных понятия, на которых базируется психоанализ
:ψ: Психология для Вас: библиотека

Эго (наше Я), пытающееся следовать принципу реальности, оказывается между молотом и наковальней, раздираемое противоречиями между требованиями Супер-Эго (которое представляется нам совестью) и Ид (руководствующееся исключительно принципом удовольствия)

 
Психология: мифы и реальность
 
 
Как работает психоанализ
 
 
Депрессия: взгляд со стороны
 
 
Статьи разные
 
 
Библиотека
 
 
Можно ли научиться пить в меру?
 
 





:: Глоссарий

: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Архетип
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Героин (диацетилморфин)
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Извращения
: Изоляция
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобический синдром)
: Кастрационные страхи
: Кастрация
: Компромиссное образование
: Либидо
: Маслоу Абрахам Харальд
: Морфин (морфий)
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Обольщение агрессора
: Опийный мак
: Отрицание
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психогенная (реактивная) депрессия
: Психологическая защита
: Реактивное образование
: Регрессия
: Сеттинг
: Сомнамбулизм
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Учебный психоанализ
: Фантазия
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эндорфины (гормон счастья)
: Юнг Карл Густав
	
	
	

Народ.Ру

liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня

Рейтинг@Mail.ru

www.woweb.ru


 
PSYCHOANALYST.RU
EXISTENTIA.NAROD.RU
 

Главная страница Каталог статей по детской психологии Толкование сновидений Об авторе Запись на прием (г. Москва)

:: Психология: мифы и реальность
: Психиатры и психологи: в чем разница?
: О страхе сойти с ума
: Мудрость сказки
: Почем нынче мудрый совет?

:: Как работает психоанализ
: Лечение разговором
: Пережить, чтобы забыть
: Как работает гипноз
: Узники совести
: Весь психоанализ в двух примерах

:: Депрессия: взгляд со стороны
: Своя депрессия глазами других
: "Чужая" депрессия
: Как трудно быть рядом!
: Немой крик
: Лекарство от депрессии

:: Статьи разные
: Есть ли в Москве психоаналитики?
: Наши кошмары первых дней жизни
: Когда говорят о школьной дезадаптации

:: Зигмунд Фрейд
Положение о двух принципах психической деятельности
: Принцип удовольствия
: Положение о двух принципах психической деятельности

:: Чарльз Бреннер
Роль психического конфликта в душевной жизни
: Влечения
: Тревога и депрессия
: Защита и Супер-Эго
: Норма и патология
: Невроз и характер



:: Автор сайта

Александр Павлов
практикующий психолог
психоаналитик
(г. Москва)

alexandr_pavlov@psychoanalyst.ru

Общество психоаналитической психотерапии

Институт практической психологии и психоанализа

 

Рассылки@Mail.ru
Как работает психоанализ

 

 

 
Вы просматриваете старую версию сайта - она больше не обновляется. Посетите мой новый сайт Психоаналитик.Ру

:: Зигмунд Фрейд
Положение о двух принципах психической деятельности

Принцип удовольствия и
избегание неудовольствия
(предисловие)

Принцип удовольствия-неудовольствия - основополагающий принцип в психоанализе. Принцип основывается на идее, что целью любой психической активности является поиск удовольствия и избегание неудовольствия (первая экономическая модель психики по Фрейду). Эта идея основывается на других концепциях, а именно, что в психике имеется определенное количество энергии, и что возрастание уровня энергии или напряжения, создаваемое влечениями, вызывает неудовольствие, а устранение напряжения - удовольствие.

Надо заметить, что этот избыток энергии, ощущаемый как неудовольствие, и побуждает индивида к действиям, что по своей сути и есть жизнь. С другой стороны, понижение этого избытка энергии, воспринимаемое как удовольствие, - лишает индивида необходимости к действиям, что по своей сути и есть смерть или нирвана (вторая экономическая модель психики по Фрейду о борьбе и единстве двух противоположностей: влечения к жизни, Эроса, и влечения к смерти, Танатоса, см. Фрейд "По ту сторону принципа удовольствия"). Подтверждением этому может служить высказывание древних, что сон - это маленькая смерть, когда галлюцинаторная компенсация потребности в удовольствии обеспечивается сновидением. Оргазм - это тоже маленькая смерть, когда человек, ощутивший пик удовольствия, оказывается недвижимым в истоме переживания удовольствия.

Принцип удовольствия регулирует потребность в воссоздании с помощью действия или фантазии любой ситуации, которая принесла удовлетворение благодаря устранению напряжения.

Его регулирующая роль в психическом функционировании рассматривается также в связи с реакцией Эго (Я) на сильную тревогу, предостерегающую о наличии опасности. Поскольку тревога всегда неприятна, приводится в действие принцип удовольствия-неудовольствия и активизируются различные функции психики, необходимые для того, чтобы справиться с воспринятой опасностью.

Невозможность воссоздать ситуацию, которая принесла удовлетворение, с одновременным нарастанием напряжения, или при увеличении уровня тревоги, без возможности обезопасить себя, может вызывать субъективное ощущение отсутствия энергии, что приводит к апатии и депрессии. Так, как бы это не казалось парадоксальным, переполнение (запруженность) энергией (либидо) приводит к бессилию.

Принцип удовольствия-неудовольствия имеет биологическое и психологическое значение.

Биологической моделью фрейдовского понятия удовольствия послужил принцип константности (гомеостаза) - термин введен основоположником экспериментальной психологии, Фехнером. Согласно этому принципу, равно как и принципу удовольствия-неудовольствия, организм стремиться избегать или устранять чрезмерное напряжение и сохранять напряжение стабильным на максимально низком уровне.

В психологическом аспекте также предполагается, что люди стремятся удовлетворять различные потребности, что равносильно получению удовольствия, и устранять чрезмерное напряжение, обычно сопровождаемое неудовольствием. В то же время, Фрейд отмечал, что в определенных ситуациях, таких, как предварительные любовные ласки, напряжение, создаваемое сексуальным влечением, усиливает ощущение удовольствия. Он пришел к выводу, что соотношение между напряжением от влечений и удовольствием-неудовольствием не является столь простым, как он считал вначале, и что ритм и скорость аккумуляции (накопления) и разрядки могут определять субъективное переживание удовольствия или неудовольствия. (В общем случае, чем выше напряжение, тем острее переживание удовольствия при удовлетворении - и в этом смысл предварительных любовных ласк.)

Принцип удовольствия-неудовольствия следует также рассматривать в контексте развития. Поведение младенца и маленького ребенка регулируется главным образом принципом удовольствия. Лишь с возрастом ребенок начинает понимать, что его желания порой расходятся с реальностью или не соответствуют требованиям окружающих. Поэтому он постепенно начинает осознавать существование и важность принципа реальности, благодаря наставлениям, предостережениям и примерам родителей, а также в страхе перед отказом в любви со стороны родителей и наказанием. (См. также Воспитание)

Исходя из структурной модели психики по Фрейду (триединая модель) только Эго, часть которого обладает сознанием, руководствуется принципом реальности. Супер-Эго побуждает следовать императивам (категорическим требованиям), которые хотя и выдаются за требования реальности или требования социума, по своей сути являются наследием требований со стороны родителей. Супер-Эго является источником тревоги, которая никак не обусловлена внешними обстоятельствами (или только кажется обусловленной внешними обстоятельствами) - это всевидящее око родителей или Бога. Ид руководствуется исключительно принципом удовольствия, являясь "животной" частью психики человека. Ид совершенно не "желает" руководствоваться принципом реальности, создавая этим конфликт между собственными "животными" влечениями и требованиями реальности. Эго (наше Я) таким образом оказывается между молотом и наковальней, раздираемое противоречиями между требованиями Супер-Эго и Ид. (См. также статью Ч. Бреннера Роль психического конфликта в душевной жизни.)

Не следует рассматривать Эго, Супер-Эго и Ид в качестве некоего антропоморфного (человекообразного, подобного отдельной личности внутри целокупной личности человека) исполнительного органа или как часть головного мозга. Скорее, эти понятия отображают полезный способ осмысления базальных (основных, основополагающих, базовых, в данном смысле, интеллигибельных) аспектов человеческого поведения.

 

Желаю Вам увлекательного чтения
Ваш Александр Павлов

далее >>>

НАВЕРХ





ПРИМЕЧАНИЯ

Эго (Ego, Я). Единственная часть психики человека, имеющая сознательную составляющую.

В современном употреблении термин Эго принято соотносить с более поздним фрейдовским определением Эго как одной из трех составных частей психики (Эго, Супер-Эго и Ид). В более ранних работах Фрейда понятие Эго ближе к тому, что сегодня называют Самостью. В ранних работах Фрейда в русском переводе в данном смысле принято использовать термин Я. При использовании термина Эго я буду придерживаться позднего определения Фрейда и употреблять термин Самость вместо термина Я.

В русском языке понятие я принято сопоставлять с сознательной частью психики. Мы говорим я хочу, но мне хочется. Хотя Эго располагает сознательными компонентами, многое из того, что мы приписываем нашим осознанным желаниям и результатам продуманных решений, является производными бессознательных механизмов психики. Значительная часть Эго бессознательна. Бессознательны, прежде всего защиты Эго. Бессознательны и основные "желания" Эго (т.е., по сути, наши желания), которые являются компромиссом между требованиями Супер-Эго и влечениями Ид (см. также статью Ч. Бреннера Роль психического конфликта в душевной жизни). Поэтому, можно сказать, сознательная часть Эго весьма относительна, как зыбка грань между словоформами я и мне (я хочу и мне хочется).

Новорожденный ребенок существует в недифференцированном психическом состоянии, из которого постепенно развивается Эго, которое занимает позицию между первичными влечениями (требования Ид), основанными на физиологических потребностях, и требованиями внешнего мира (воспитательная роль родителей). Эго служит посредником между индивидом и внешней реальностью, его важной задачей является достижение оптимального удовлетворения инстинктивных стремлений с одновременным сохранением "добрых отношений" с внешним миром. (См. также Воспитание.)

Функции Эго многочисленны, и лишь немногие индивиды научаются использовать их в полной мере. Некоторые люди очень плохо функционируют в одних областях, но имеют явный успех в других (например амбициозные, энергичные, успешные руководители, не переносящие требований, ассоциирующихся у них с родительскими; или образованные и прекрасные ученые, до смешного не приспособленные в обыденной жизни). Кроме того, существуют люди, у которых заметные успехи достигаются благодаря нарушениям в сфере Эго (фанатичные параноики, способные зажечь миллионы людей своими бредовыми убеждениями). Таким образом, адаптация к реальности, будучи одной из важнейших функций Эго, может принимать самые необычные формы.

Другой важной функцией Эго являются мыслительные (ментальные) процессы. Но они тоже не исключительно сознательны. Подтверждением этому может быть типичное выражение: Ко мне в голову пришла мысль. Откуда? Надо признать, что основная часть мыслительной деятельности человека тоже бессознательна. Этому подтверждением являются примеры из истории науки, когда решение сложной задачи приходило во сне (таблица Менделеева, бензольное кольцо Кекуле).

Но дискурсивное мышление (формально-логическое) принадлежит исключительно сознательной части Эго. Это основное завоевание эволюционного развития психики человека, открытие которого признано за Аристотелем, сегодня является единственным способом научного мышления, несмотря на то, что само творческое (креативное) мышление почти полностью бессознательно. Именно поэтому (по убеждению Юнга) открытие логики Аристотелем (и изучение логики в высших учебных заведениях) оказывается малозначимым для творчески мыслящей личности.

назад

	
	

Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я, superego, суперэго). Понятие, используемое в психоанализе для обозначения одной из инстанций структуры психики (Эго, Супер-Эго и Ид).

В работе "Я и Оно" Фрейд впервые выделил три структурные составляющие психики, позднее эта система получила название структурной или триединой модели (ранее Фрейдом были уже описаны первая экономическая, динамическая и топографическая модели психики). Там же впервые встречается понятие Супер-Эго, и начинает свое развитие вторая экономическая модель психики.

В метафорическом значении Супер-Эго выступает в качестве совести, внутреннего голоса или судьи (в ранних работах Фрейда, прежде всего "Толкование сновидений", эта инстанция психики называется цензором, именно цензор является инициатором вытеснения - см. Пережить, чтобы забыть). Но, конечно, понятие Супер-Эго не исчерпывается тем, что мы ощущаем как совесть - проявления Супер-Эго гораздо шире, чем муки совести, которые могут нас пугать, руководя нашими поступками. В общем и целом, следствием формирования Супер-Эго являются наши осознанные переживания собственной виновности в чем-либо и переживания недифференцированной тревоги (непонятной тревоги, которая может относиться на счет каких-то опасностей со стороны окружения). Но важнейшим следствием существования Супер-Эго является бессознательное чувство вины, которое может обрекать человека на хронические неудачи в качестве бессознательного искупления вины перед Супер-Эго (невезучесть - это не рок судьбы, а результат "гонений" собственного Супер-Эго).

Фрейд называл Супер-Эго "осадком" эдипова комплекса, "растворяющегося" к 6-7 годам. В этом смысле Супер-Эго есть ничто иное, как квинтэссенция требований родителей, интериоризированных к концу существования эдипова комплекса (воспринятых и интегрированных как часть психики). До окончательного формирования Супер-Эго как инстанции психики ребенка - роль Супер-Эго выполняют родители (внешнее Супер-Эго). Родители в процессе воспитания своего ребенка выполняют ту функцию, которую в дальнейшем будет исполнять Супер-Эго: требуют следовать некоторым принципам, несмотря на то, что они могут идти в разрез инстинктивным желаниям ребенка, апеллируют к общепринятым нормам социума, стыдят и грозят наказанием, вызывая тревогу. В отсутствии родителей маленький ребенок часто нарушает требования внешнего Супер-Эго. Это происходит все реже и реже, поскольку ребенок научается предвосхищать реакцию своих родителей на те или иные свои поступки. Желание получить одобрение со стороны родителей и страх наказания делает его послушным их требованиям. С годами большинство требований родителей оказываются внутренними принципами ребенка - внешнее Супер-Эго интериоризируется. Этот процесс - не просто глубокое "восприятие" родительских запретов и повелений, не просто результат перевода внешнего во внутрипсихическое, а следствие преодоления эдипова конфликта. От того, насколько этот конфликт преодолен и разрешен - зависит завершенность формирования Супер-Эго и его интеграция в систему мировосприятия и сознательных убеждений личности.

Конечно будет неправильно утверждать, что Супер-Эго как инстанция психики ребенка полностью и окончательно формируется к 6-7 годам. Процесс развития Супер-Эго продолжается до конца подросткового возраста и не заканчивается в полной мере до конца жизни, однако ядро Супер-Эго к 6-7 годам можно считать сформированным. Также неверно полагать, что процесс формирования Супер-Эго начинается с 3-х лет, с началом образования эдипова конфликта. Дальнейшие исследования психоаналитиков, прежде всего Мелани Кляйн и ее последователей, показали, что эдипов конфликт в своей ранней, архаической, форме возникает в очень раннем возрасте, также как и формирование Супер-Эго происходит значительно раньше и может являться результатом собственных фантазий маленького ребенка (см. Наши кошмары первых дней жизни). Психоаналитическая практика также показала, что, так называемое, садистическое Супер-Эго может не являться следствием интериоризированных жестких требований родителей, а быть результатом собственных фантазий ребенка о садистических родителях. Влияние архаичного садистского Супер-Эго может иметь свои последствия, руководя и жестко детерминируя поведение взрослого человека, сильно ограничивая его свободу выбора и возможность получения удовольствий, приводя к ангедонии и алекситимии и, к так называемому, моральному мазохизму, формируя мазохистический характер. Очень жесткое Супер-Эго может изматывать человека, запрещая ему получать любое удовольствие - и тогда единственное, что ему оказывается позволенным, это страдания. Опираясь на эти исследования, теперь принято различать классический эдипов комплекс и классическое Супер-Эго, и ранний, архаический эдипов комплекс и архаичное Супер-Эго. Ранний эдипов конфликт таким образом становится основой для развития классического эдипова комплекса, а архаичное Супер-Эго оказывается внутренним ядром, вокруг которого формируется более позднее, классическое Супер-Эго.

Понятие Супер-Эго - основное в концепции психоанализа о внутрипсихическом конфликте. От требований Супер-Эго в основном и защищается Эго, формируя свои психологические защиты, компромиссом чего могут являться невротические симптомы (см. Узники совести) См. также Воспитание, Когда говорят о школьной дезадаптации, а также статью Бреннера Роль психического конфликта в душевной жизни и в частности Супер-Эго, Инстинктивный импульс и Эдипов комплекс и Психологические защиты.

назад
	
	

Ид (Оно, Id). Одна из трех составляющих психики человека (Эго, Супер-Эго и Ид), модель которой была предложена Фрейдом в 1923г. (работа "Я и Оно") при пересмотре собственной теории психического аппарата. Понятие Ид охватывает психические репрезентации (сознательные и бессознательные представления) инстинктивных влечений и некоторых, но не всех, содержаний системы бессознательного. Понятие бессознательного уже было рассмотрено Фрейдом в предшествующих моделях функционирования психики: динамической и топографической. (Надо подчеркнуть, что многие функции Эго и большинство функций Супер-Эго также бессознательны.)

В широком смысле слова Ид включает в себя все желания, порождаемые восприятием и воспоминаниями об удовлетворении основных физиологических потребностей. В "Очерке о психоанализе" (1940) Фрейд отмечает, что Ид "охватывает все унаследованное, данное от рождения, заложенное конституцией, то есть прежде всего влечения, проистекающие из соматической организации и здесь [в Ид] находящие первое психическое выражение в формах нам известных".

В той же работе Фрейд постулирует существование недифференцированной матрицы, дающей начало и Ид, и Эго.

В работе "Продолжение лекций по введению в психоанализ" (1933) Фрейд подчеркивает, что Ид - темная, недоступная часть нашей личности... Мы подходим к Ид через аналогии: мы называем его хаосом, бурлящим котлом возбуждений. Как в этой работе, так и в последующих, он апеллирует к впечатлениям, вытесненным в Ид и вечным, если бы не терапевтический эффект психоаналитического лечения, который заключается в том, чтобы сделать вытесненное осознанным: Там, где было Оно, должно стать Я (см. также Пережить, чтобы забыть).

Соотношение между Ид и Эго описано также с помощью красочной метафоры: всадник и конь - когда куда большая сила коня (Ид) должна удерживаться под контролем всадника (Эго).

Супер-Эго также описывается Фрейдом как погруженное своим "хвостом" в Ид и черпающем из него силы (во второй экономической модели Фрейда Супер-Эго является представительством инстинкта смерти, дальнейшее развитие этой концепции произведено Мелани Кляйн и ее последователями британской школы психоанализа).

Ид функционирует на основе первичного психического процесса, содержит свободную психическую энергию и действует в соответствии с принципом удовольствия.

Это темная, недоступная часть нашей личности; то темное, что вам о ней известно, мы узнали, изучая работу сновидения и образование невротических симптомов, и большинство этих сведений носят негативный характер, допуская описание только в качестве противоположности Эго. Мы приближаемся к Ид при помощи сравнения, называя его хаосом, котлом, полным бурлящих возбуждений. Мы представляем себе, что у своего предела Ид открыто соматическому, вбирая оттуда в себя инстинктивные потребности, которые находят в нем свое психическое выражение, но мы не можем сказать, в каком субстрате. Благодаря влечениям Ид наполняется энергией, но не имеет организации, не обнаруживает общей воли, а только стремление удовлетворить инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия. Для процессов Ид не существует логических законов мышления, прежде всего тезиса о противоречии. Противоположные импульсы существуют друг подле друга, не отменяя друг друга и не удаляясь друг от друга, в лучшем случае для разрядки энергии под давлением экономического принуждения, объединяясь в компромиссные образования. В Ид нет ничего, что можно было бы отождествлять с отрицанием, и мы с удивлением видим также исключение из известного философского положения, что пространство и время являются необходимыми формами наших психических актов. В Ид нет ничего, что соответствовало бы представлению о времени, никакого признания течения во времени и, что в высшей степени странно и ждет своего объяснения философами, нет никакого изменения психического процесса с течением времени. Импульсивные желания, которые никогда не переступают через Ид, а также впечатления, которые благодаря вытеснению опустились в Ид, виртуально бессмертны, спустя десятилетия они ведут себя так, словно возникли заново. Признать в них прошлое, суметь обесценить их и лишить заряда энергии можно только в том случае, если путем аналитической работы они станут осознанными, и на этом в немалой степени основывается терапевтическое действие аналитического лечения.

(Зигмунд Фрейд. "Продолжение лекций по введению в психоанализ").

назад
	
	

НАВЕРХ




© Александр Павлов 2004 alexandr_pavlov@psychoanalyst.ru


© 2002-2005 Психология для Вас: авторский проект Александра Павлова
® Все права защищены. Частичная или полная перепечатка материалов сайта допускается только при указании активной (работающей) ссылки на URL : http://psychoanalyst.ru (новая версия сайта http://existentia.narod.ru), а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая запись.
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу alexandr_pavlov@psychoanalyst.ru
:: Design © eleusis 2002 by WOweb
:: Google